Авторы |
Людмила Ивановна Найденова, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления персоналом, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), linajdenova@yandex.ru
Шахрутдин Гаджиалиевич Сеидов, доктор политических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), tabaris@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Выполнение институциональных функций системой высшего образования является важной задачей для эффективной деятельности данной системы в условиях ее цифровой трансформации, при которой неизбежно возникает цифровое неравенство. Цель настоящего исследования – анализ показателей реализации институциональных функций системы высшего образования в условиях цифровой трансформации образования и цифрового неравенства учреждений высшего образования. Материалы и методы. В качестве методологии исследования выбрана трехуровневая модель цифрового неравенства для определения критериев типологии по уровням цифрового неравенства. Проведен анализ документов, статистических данных о материальной обеспеченности цифровизации образовательных учреждений высшего образования, о компьютерной грамотности основных пользователей в учебном процессе, а также вторичный анализ данных социологических исследований о цифровой трансформации высшего образования. Результаты. В аспекте трехуровневой модели цифрового неравенства определена типология регионов Российской Федерации и образовательных учреждений высшего образования по трем основным направлениям. Выявлены факторы, влияющие на выполнение институциональных функций высшего образования в условиях цифровой трансформации образования и цифрового неравенства. Выводы. Цифровое неравенство представлено как разновидность социально-территориального неравенства. Определено, что его развитие влияет на выполнение институциональных функций высшего образования, в том числе дополняет несколько иным содержанием такие функции, как транслирование новых знаний, формирование личности выпускника, к которым добавляется функция контроля за результатами передачи знаний, воспитания личности, а также функция рекрутинга абитуриентов для новых специальностей.
|
Ключевые слова
|
система высшего образования, информатизация, цифровое неравенство, цифровая трансформация высшего образования, институциональные функции
|